gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Сейчас на сайте
admin
Титульный лист

Утверждаю:
Заведующий МДОУ
Мокеевский ДС
Сергина С.А.

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

Образовательная программа

 

Структура:

  • Целевой раздел:
    • Пояснительная записка
    • Планируемые результаты
  • Содержательный раздел:

2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

  • Организационный раздел:

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Распорядок дня
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Психолого-педагогическое условия реализации  ООП
3.7. Кадровые условия реализации ООП
3.8. Финансовые условия реализации ООП

  • Приложения

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты

  •  
    • Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к осуществлению образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (ФГОС, Приказ от 30.08.2013г. № 1014).
За основу взята общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств
и  задачи реализации Программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период  дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений  с  самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
    •  Планируемые результаты:
    • Для младенческого и раннего возраста:
  • ребенок интересуется окружающим предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает значение бытовых  предметов (ложки, расчески, карандаша и др.) и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремиться  к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремиться двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Для детей на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита  крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к применению собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  
  • Содержательный раздел:
    •  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных  установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части целом, пространстве,  и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживании персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание вышеуказанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и могут реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):

  • в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятия музыки детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик:

  • Игровая для дошкольников;
  • Эмоциональное общение для младших дошкольников;
  • Предметная для раннего возраста

2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы (поддержка детской инициативы, заметить, поощрить и включиться в инициативу путем гибкой смены предметно-развивающей среды, организация зон и уголков  в группах, а также создание многофункциональной среды для исследования и экспериментирования).
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

  • Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей;
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; оформление информационных стендов; организация выставок детского творчества; приглашение родителей на детские концерты и праздники; создание памяток; интернет-журналов; переписка по электронной почте;
  • Образование родителей: организация «материнской/отцовской  школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов;
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного  воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и т.д.); семейных объединений (клуб, студия, секция); семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности;
  • Пособия для занятий с ребенком дома (например, книги серии «Школа семи гномов».

2.2.4.  Иные характеристики содержания Программы (сайт, отзывы, выпуск газеты, боевых листов, стенды).

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы  

В каждой группе оборудованы игровые зоны: в младшей группе (уголок театрализованной деятельности для показа кукольного и пальчикового, теневого театра; уголок «Семья», парикмахерская; горка, автогараж, уголок уединения с мягкой мебелью; уголок творчества; в средней группе (уголок воды и песка для исследовательской деятельности; салон красоты, магазин, автогараж с машинами разного размера; уголок «Семья», «Кухня»; уголок изодеятелньости; в старшей – подготовительной группе (уголок изодеятельности, «Почта», «Салон красоты», «Универсам», «Семья», «Автогараж с ремонтной мастерской»). В каждой группе оборудованы уголок физической деятельности (мячи разного цвета и размера, скакалки, кегли, кольцебросы); музыкальной деятельности (детские музыкальные инструменты); книжный уголок (уголок художественной литературы – книги художественной литературы, портреты писателей, фонограммы художественных произведений) в группах имеется компьютер, в музыкально-физкультурном  зале, ноутбук и интерактивная доска; фортепиано, синтезатор, музыкальный центр с караоке, телевизор и видеоплеер; для занятий физической культурой – маты, оборудование для прыжков в высоту, длину, туннель, спортивные комплексы для занятий физической культурой. В саду оборудована фольклорная комната, «Школа Светофорика» (игровые зоны «Автобус», «Поезд», «Автомобиль», «Такси», большие педальные машины  для проведения занятий по ПДД). В каждой группе есть конструктор (напольный «Строитель», настольные, «Лего» и т.д.). Для занятий приобретен переносной процессор и экран (показ презентаций, фильмов и т.д.).


3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 336с.

Организация работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации/Авторы-составители: Жихарева Ю.Н., Захарова Т.Н., Зятинина Т.Н., Коточигова Е.В., Тихомирова О.В.,- Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 64с. (ФГОС: работаем по новым стандартам).

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС: учебное пособие/ О.В. Тихомирова, Н.В.Бородкина, Я.С.Соловьев. под общ. Ред. О.В. Тихомировой. – Ярославль: ИД «Канцлер», 2014. – 222с.

Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 224с.

Образовательная область «Здоровье»
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам». – М.: Мозаика-Синтез, 2012г. «Распорядок дня».

Образовательная область «Физическая культура»
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Образовательная область «Социализация»
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: материалы из опыта работы: сб.ст./сост.и ред. Л.В.Кокуева. – Ярославль: ИРО, 2006. – 91 с.
Дошкольное воспитание № 12 2011г.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4/2010г, № 9/2009г., № 5/2010г., № 2/2010г., № 1/2009
Управление дошкольным образовательным учреждением, №1/2007г.
Проектная деятельность дошкольников [ТЕКСТ]: учебно-методическое пособие. – М.: Центр Педагогического образования, 2013. – 144с.
Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТБ Сфера, 2013. – 160 с. (Серия «Вместе с детьми»)
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. (Конструктор образовательной программы)
Люблю тебя, мой Ярославль! Методические рекомендации для занятий по краеведению в дошкольных образовательных учреждениях./ Е.П.Букарина, Т.К. Андреева, З.В.Горшкова и др. – Ярославль:  Академия развития, 2007. – 128 с.
От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 336с.
Планирование работы в детском саду по календарю. Вострухина Т.Н., Кондрынская Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготоительная группа) учебное пособие. Издание второе. Затулина Г.Я. – М., Центр педагогического образования, 2009. – 176 с.
Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОРН 4-7 лет: Методическое пособие. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 – 224с.
Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104с.
Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. – (Синяя птица).
Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с. (Вместе с детьми).
Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие /авт.-сост. Ю.Е.Антонов. – М.: АРКТИ, 2010. – 120 с.: (Растем гражданами и патриотами).
Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с. – (Растим патриотов России).
Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с. +12 с.цв.вкл.
Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие /авт. Н.М.Метенова . – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2011 – 64 с.

Образовательная область «Труд»
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам». – М.: Мозаика-Синтез, 2012. «Профессии».

Образовательная область «Безопасность»
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: Наглядно дидактическое пособие для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012  – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 
Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Серия «Школа Семи Гномов». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.  Как перейти дорогу: рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет.

Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие
Серия «Школа Семи Гномов». – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 
Цвет и форма: рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет.
Счет, форма, величина: рабочая тетрадь для занятий с детьми от 3 лет.
Счет, форма, величина: рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет.
Счет, форма, величина: рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Веракса Н.Е.. Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Репка: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – Играем в сказку)
Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Теремок: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – Играем в сказку)
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Три медведя: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – Играем в сказку)
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Формирование элементарных математических представлений
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы  в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Математика для малышей. Рабочая тетрадь. Младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Математика для малышей. Рабочая тетрадь. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Серия «Школа Семи Гномов». – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 
Время, пространство: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 3 лет.
Время, пространство: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет.
Время, пространство: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет.
Время, пространство: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 6 лет.
Один – много: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет.  
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе  детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Серия «Школа Семи Гномов». – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 
Времена года: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет.
Защитники Отечества: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет.
Экология для малышей: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 6 лет.

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о …». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Расскажите детям об овощах.
Расскажите детям о деревьях.
Расскажите детям о птицах.
Расскажите детям о насекомых.
Расскажите детям о грибах.
Расскажите детям о домашних животных.
Расскажите детям о музыкальных инструментах.
Расскажите детям о лесных животных.
Расскажите детям о транспорте.
Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите по картинкам». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Времена года.
Лето.
Зима.

Образовательная область «Коммуникация»
Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Развитие речи у малышей. Младшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Развитие речи у малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. Младшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Прописи дл малышей. Младшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Прописи для малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Прописи для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Денисова Д. Прописи для дошкольников. Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Наглядно-дидактические пособия «Грамматика в картинках». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Антонимы. Глаголы.
Множественное число.
Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите по картинкам». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Колобок.
Курочка Ряба.
Репка.
Теремок.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2 – 4 года/ Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М., 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4 – 5 лет/ Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М., 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5 – 7 лет/ Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М., 2005.

Образовательная область «Художественное творчество»
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Филимоновская народная игрушка.
Дымковская игрушка.
Хохлома.
Гжель.
Серия альбомов для творчества «Искусство – детям». – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Городецкая роспись.
Филимоновская игрушка.
Дымковская игрушка.
Хохломская роспись.
Сказочная гжель.
Простые узоры и орнаменты.
Развитие детей раннего возраста
Голубева Е.Ф. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Теплюк С.Н., Лямина Г.М.. Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3.3. Распорядок дня

Режим дня

Время

Прием детей, самостоятельная деятельность детей

7.00 – 8.00

Ежедневная утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

Подготовка к завтраку

8.10 – 8.30

Завтрак

8.30 – 8.50

Самостоятельная деятельность детей

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 9.10
9.20 – 9.30

Игры, самостоятельная деятельность детей

9.35 – 10.00

Сбор на прогулку

10.00 – 10.20

Прогулка

10.20 – 11.20

Возвращение с прогулки, подготовка ко сну

11.20 – 11.30

Обед

11.30 – 11.50

Подготовка ко сну

11.50 – 12.00

Дневной сон

12.00 – 15.00

Постепенный подъем

15.00 – 15.20

Полдник

15.20 – 15.30

Самостоятельная игровая деятельность детей, театрализованные представления

15.40 – 16.10

Игровая деятельность детей, чтение художественной литературы

16.10 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.50 – 17.30

 Режим дня 2 младшая – средняя группа (от 3 до 5 лет)

Режим дня

Время

Прием детей, самостоятельная деятельность детей

7.00 – 8.00

Ежедневная утренняя гимнастика

8.00 – 8.15

Подготовка к завтраку

8.15 – 8.30

Завтрак

8.30 – 8.50

Самостоятельная деятельность детей

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

09.00-09.40 (9.15, 9.25)
09.00 – 09.50 (9.20, 9.30)

Подготовка к прогулке

10.00 – 10.30

Прогулка

10.30 – 11.50

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.50 – 12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10 – 12.35

Подготовка ко сну, чтение художественной литературы

12.35 – 12.50

Дневной сон

12.50 – 15.00

Постепенный подъем

15.00 – 15.15

Полдник

15.15 – 15.30

Самостоятельная игровая деятельность детей, театрализованные представления

15.30 – 16.10

Игровая деятельность детей, чтение художественной литературы

16.10 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.50 – 17.30

Режим дня старшая – подготовительная группа (от 5 до 7 лет)

Режим дня

Время

Прием детей, самостоятельная деятельность детей

7.00 – 8.15

Ежедневная утренняя гимнастика

8.15 – 8.30

Подготовка к завтраку

8.30 – 8.40

Завтрак

8.40 – 8.50

Самостоятельная деятельность детей

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 10.00 (9.25, 9.35)
9.00 – 10.10 (9.30; 9.40)

Подготовка к прогулке

10.45 – 11.05

Прогулка

11.05 – 12.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.25 – 12.40

Обед

12.40 – 12.50

Подготовка ко сну, чтение художественной литературы

12.50 – 13.10

Дневной сон

13.10 – 15.00

Постепенный подъем

15.00 – 15.15

Полдник

15.15 – 15.30

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

15.30 – 15.55
15.30 – 16.00

Игровая деятельность детей, чтение художественной литературы

16.00 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.50 – 17.30

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Праздники имеют свои обычаи и традиции, «свой сценарий», своеобразие традиций зависит от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры хороводы. У каждого традиционного события, мероприятия и праздника имеют свои цели и задачи, но самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру; рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Праздник должен дать выход детским стремлениям; способствовать желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
В основу классификации праздников, которые отмечаются в нашем детском саду, мы положили общепринятую праздничную культуру, которая выработалась в нашей стране, и выделили следующие виды праздников:

  • народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Масленица, Красная горка, праздник Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День Защитников Отечества, День Победы, День знаний, день поселка и т.д.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное воскресение, Троица, Покров и т.д.
  • бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу и т.д.
  • тематические: по правилам дорожного движения, по пожарной безопасности, по гигиеническим правилам «Праздник мыльных пузырей» и т.д.

Праздник является первичной формой культуры, культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, совокупности разных культур.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, как Организации, так и Группы, а также участок, прилегающий к Организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения как в совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, так и возможности для уединения.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • реализация различных образовательных программ;
  • при необходимости реализация инклюзивно образования (при необходимых для него условиях);
  • учет возрастных особенностей детей, учет национально-культурных, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям, соответствующими материалами (игровым, спортивным, оздоровительным). Организация образовательного пространства и разнообразия материалов и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможности самовыражения детей.
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач:
Социально-коммуникативное развитие включает в себя: развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Речевое развитие включает несколько направлений: развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение); развитие речевого творчества, знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания, направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе, развитие  воображения и творческой активности, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие: формирование и развитие эстетического восприятия мира природы (формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора и т.д.
Физическое развитие включает в себя приобретение дошкольниками опыта двигательной активности (развитие у детей таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.).
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ (интерактивная доска).
Занятия детей с интерактивной доской включают в себя несколько взаимосвязанных компонентов: активное познание детьми окружающего мира с использованием  соответствующих электронных образовательных ресурсов; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметно-знаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий; активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми с опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т.д.); общение детей друг с другом (дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, что составляет главное содержание потребности в общении, способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.  
3.6. Психолого-педагогическое условия реализации  ООП:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослого положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 3.7. Кадровые условия реализации ООП
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах, деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различными возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего оборудования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытным сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

  • профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
  • консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
  • организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Организация должна создавать возможности:

  • для предоставления информации о программе семьи и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  •  для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

3.8. Финансовые условия реализации ООП
3.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации в муниципальной организации осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.8.2. Финансовые условия реализации Программы должны:

  • обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;
  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

3.8.2. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых  органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организаций:

  • расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
  • расходов средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии  с особенностями каждого возрастного этапа, охраны  укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на технические сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
  • ных расходов, связанных с реализацией и обеспечением  реализации Программы.