gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Август 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
Сейчас на сайте
admin

Принято:
на педагогическом совете    
Протокол №1                                        
от«01»сентября_2014г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 19
«01» сентября 2014г

 

 

 

 

Основная  образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Мокеевского детского сада

Введение

     Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приёмы) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Мокеевском детском саду. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана педагогическим коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения Мокеевского детского сада (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
      Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к дошкольникам и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа нацелена на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного овладения ими образовательных программ начального общего образования.
      Реализуется Программа во всех возрастных группах в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ (не только в процессе образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для данного возрастного периода видов деятельности).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  •  социально-коммуникативное развитие;
  •  познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие;
  •  физическое развитие.

         Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, посещающих детский сад.
Содержание образовательного процесса выстраивается на основе:

  • Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • Парциальной Программы художественно-эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» - И.А.Лыкова;
  • Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина;
  • Программы оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» под редакцией З.И.Бересневой;
  • Программы музыкального развития «Музыкальные шедевры» О.В. Радыновой;
  • Программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной;
  • Программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Н.Сауко, А.И.Буренина;
  • Программы «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

 Нормативная база:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (далее – СанПиН 2.4.1. 3049-13);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
  • документы регионального и муниципального уровня;
  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Мокеевского детского сада.

Режим работы ДОУ: ежедневно с 7.00 до 17.30 час. Выходными днями являются суббота и воскресенье.
Продолжительность пребывания детей в ДОУ – 10.5 часов.
Предельная наполняемость групп определяется от площади группового помещения в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.1. 3049- 13.
      В ДОУ функционируют 2 группы общеразвивающей направленности:
- группа раннего развития (от 1.5 до 3 лет), группа младшего дошкольного возраста (3- 4.5 года) - это первая разновозрастная группа;
- группа среднего дошкольного возраста (4.5-5.5 лет),- группа старшего дошкольного возраста (5.5-7 лет) – это вторая разновозрастная группа.
      Разновозрастные группы расширяют социальную практику ребёнка, дают опыт общения, открывая дополнительные возможности его развития путём взаимообучения при взаимодействии младших и старших детей.
      Реализация программы проходит не только в групповых комнатах, но и в музыкальном и физкультурном залах.

Структура управленческой модели ДОУ

    Заведующий детским садом: обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, родителями (законными представителями).
    Воспитатели: содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребёнка; осуществляют помощь воспитанникам в образовательной деятельности; способствуют обеспечению уровня их подготовки в соответствии с требованиями программы; работают в тесном контакте с другими педагогами, родителями воспитанников (законными представителями).
    Инструктор по физкультуре: осуществляет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирование нравственно-волевых качеств, по формированию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
    Музыкальный руководитель: осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
    Старшая медицинская сестра: осуществляет консультативно просветительскую работу с педагогами, родителями (законными представителями); оказывает необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей.

Профессиональные компетенции педагогов

   В ДОУ работают 4 педагога (2 воспитателя, 1 музыкальный руководитель (0.5 ставки), инструктор по физкультуре (0,25 ставки). 25% педагогов имеют высшее педагогическое образование; 75 % - первую квалификационную категорию; 25 % - высшую квалификационную категорию.

Особенности осуществления образовательного процесса

1. Ребёнок и взрослый – являются субъектами взаимодействия.
2. Во взаимодействии активность ребёнка важнее, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – детские виды деятельности (игровая деятельность, коммуникативная, познавательная, исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная).
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребёнка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, разговор, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов и другое.
6. Мотивы образования – интерес детей к определённым видам деятельности.
7. Взрослый, уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора: участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
8. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы в соответствии с учетом потребностей и интересов детей.
    Работа гибкого плана включает в себя: определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов;  подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания; планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);  выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий); планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты

  •  
    • Пояснительная записка

       Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к осуществлению образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (ФГОС, Приказ от 30.08.2013г. № 1014).
    За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
    Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы (далее - ООП) ориентированы на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения.
    Индивидуализация дошкольного образования, сотрудничество с семьёй, ориентация на познавательные интересы детей.
Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья).
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых программ дошкольного и начального общего образования.
  • Развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Создание полноценной среды для культурного развития личности; помощь и поддержка в осмыслении им своей природно-творческой сути; развитие заинтересованного и бережного отношения детей к истории, своему родовому прошлому, вписанному в историю  села, при сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых; формирование экологической культуры детей как условия всеобщей выживаемости (природы, семьи, отдельного человека, всего человечества).
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
  • Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной  жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.
  • Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
  • Воспитание уважения к традиционным ценностям (любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям); формирование традиционных гендерных представлений; воспитание стремления в своих поступках положительному примеру.
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, учёт индивидуальных особенностей детей, как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры, активно- деятельностного досуга и совместного труда в естественно-природных условиях.

2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии со следующими принципами и подходами:

  • развивающая функция образования, обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности (признание самоценности дошкольного периода);
  • гуманно-личностное отношение к ребёнку, его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств;
  • отсутствие жёсткой регламентации знаний детей и предметного центризма в обучении;
  • охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификация (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности;
  • особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве;
  • принцип культуросообразности обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, духовно-нравственное и эмоциональное воспитание;
  • содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

       При интеграции образовательных областей за основу (единицу интеграции) взяты способности ребёнка: физические, гуманитарные (социально-личностные), познавательные и художественно-эстетические. Ведущими критериями развития ребёнка становятся компетенции, проявляющиеся как совокупность способностей (а не ЗУН).

3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

   Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, посещающих детский сад (в детском саду созданы условия для детей от 1.5 до 8 лет).
    МДОУ Мокеевский ДС (далее ДОУ) – детский сад общеразвивающей направленности. Общее количество групп – 2 (две): разновозрастная «Почемучки»: в нее входит - группа раннего развития и  группа младшего дошкольного возраста;  разновозрастная группа «Веселые ребята»: в нее входит - группа среднего дошкольного возраста, группа старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста. Наполняемость групп соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 (не менее 2.5 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста).
ДОУ посещают дети, проживающие на территории с.Мокеиха.
    Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
    Содержание ООП представлено по возрастным группам и охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст (1.5 до 3 лет); младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4 - 5.5 лет); старший дошкольный возраст (5.5 – 8 лет). 
    Индивидуальные особенности детей
Организация образовательного процесса и определение его содержания осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей.
ДОУ посещают дети из полных и неполных, многодетных семей, а также приемные и опекаемые дети.
    При поступлении в ДОУ дети раннего возраста (1.5 – 3 года) оказываются неприспособленными к жизни в детском коллективе (не владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками). Дети 21века гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятию информации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест, вплоть до агрессии.
    Современные дети обладают новым типом сознания – системносмысловым. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность (если ребёнок не понимает смысла деятельности, то он отказывается её выполнять). В ходе эмоционально-личностного общения ребёнка со взрослыми происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и активностью внутреннего мира, осмысление коммуникативных номинаций (высказываний), что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и невербальной).
    Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. Общаясь, ребёнок включает все свои потенциальные возможности и резервы. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, а значит, моделируется определённая система отношений к объектам этого мира (формируется «детская картина мира», «детская субкультура»).
    Именно ориентация современного ребёнка на смысл и стала ключевым звеном при разработке данной Программы, так как содержание образования должно определяться содержанием потребностей и возможностей детей.

4. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

   МДОУ Мокеевский ДС – детский сад общеразвивающей направленности. В дошкольных группах приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) и осуществляемая в ходе режимных моментов, направленная на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. В группе раннего развития деятельность направлена на создание условий для социальной адаптации и ранней социализации детей в ДОУ. Результаты обследования детей свидетельствуют о том, что детей с 1 группой здоровья с каждым годом становится все меньше. У детей наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), дефицит веса, аллергии, есть часто болеющие дети (ЧБД). Это усугубляют следующие факторы:
- ограничение двигательной активности способствуют ослаблению мышечной системы, в том числе мышц, отвечающих за фиксацию правильной осанки;
- отсутствие соответствующих гигиенических условий дома (правильно устроенное место для игр, сна, количество и качество питания, смена активной и пассивной деятельности и др.).

  • Планируемые результаты освоения Программы

   Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов. Целевые ориентиры дошкольного образования следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка: в раннем возрасте:

  • ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
  • ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей, проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, умение слышать других и стремление быть понятным другими;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • проявляет стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
  • соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, что хорошо и что плохо, стремится поступить хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
  • имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

     Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогического мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
    Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для оценки индивидуального развития детей он анализирует реальное поведение ребёнка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребёнка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, специально организованной деятельности).
Родители (законные представители) могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос. Инструментарий для педагогического мониторинга – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе различных видов деятельности.
    Результаты педагогического мониторинга (диагностики) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализация образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности представлено следующими структурными единицами (далее – образовательными областями)

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе);
  •  познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира);
  • речевое развитие (владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте);
  • художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • физическое развитие (приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

   Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности.

Формы деятельности в раннем возрасте (1.5-3 года):

  •  предметная деятельность;
  •  игры с составными и динамическими игрушками;
  •  экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  •  общение со взрослым;
  •  совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  •  самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  •  восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
  •  рассматривание картинок;
  •  музыкальная деятельность;
  •  двигательная активность.

 Формы деятельности для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет):

  •  игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, с правилами и другие виды);
  •  коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  •  познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  •  восприятие художественной литературы и фольклора;
  •  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  •  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  •  изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  •  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями).

2.3. Способы поддержки детской инициативы

   Педагог является не диктующим, всезнающим источником информации, а проводником, создающим пространство для свободного творчества детей, где дети общаются друг с другом, участвуют в обсуждениях и совместном решении проблем. Педагоги поддерживают детей и помогают им осмыслить свои действия, учат рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
    В группах ДОУ педагоги создают развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы. В течение дня детям предоставляется возможность выбора активности, деятельности и материалов. Создание проекта (события) в результате этого выбора мотивирует детей и помогает им почувствовать успех. Дети испытывают чувство гордости за свои достижения. Им предоставляется возможность экспериментировать и исследовать, это способствует развитию их личной инициативы и творческого мышления. У детей есть возможность выбирать деятельность и партнёров по игре. Педагог также проявляет уважение, когда ребенок принимает решение не делать чего-либо в настоящий момент, а проявляет желание сделать это в другой раз или находит способы сделать это другим способом, помогают детям учиться выбирать и брать на себя ответственность за свой выбор.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

   Родители (законные представители) являются участниками не только совместных мероприятий, но и участниками образовательного процесса, ощущают личную причастность к программе. Родители (законные представители) начинают ориентироваться в процессах развития ребёнка; получают большее представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним; обучаются тому, что могут использовать во взаимодействии со своим ребёнком дома; объединяясь, семьи поддерживают друг друга в решении разнообразных проблем.

Направление работы

Знакомство с семьей

Информирование родителей (законных представителей)

Образование родителей (законных представителей)

Совместная деятельность

Формы работы

Анкетирование, встречи-знакомства, посещение семей

Консультации (индивидуальные, групповые), родительские собрания, информационные стенды, выставки детского творчества, памятки, Дни открытых дверей

Семинары, тренинги, мастер-классы, лекции, семинары-практикумы

Семейные праздники, прогулки, экскурсии, участие в проектах, сценариях.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация образовательного процесса ООП предусматривает:

1.  Совместную деятельность взрослого и ребёнка:

  • образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с учётом интеграции образовательных областей;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (утренний приём детей; утренняя гимнастика; приём пищи; разнообразные виды детской деятельности; одевание на прогулку; двигательная деятельность и наблюдения на прогулке; закаливающие мероприятия; гимнастика после дневного сна; совместное чтение художественной литера туры; организация развлечений, праздников и др.).

2. Самостоятельную деятельность ребёнка (игровую, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую) в развивающей предметно-игровой среде, в ходе режимных моментов, используя инструментарий комплексных и парциальных программ, используемых в ДОУ.
3.  Организацию взаимодействия образовательного учреждения с семьёй и другими социальными партнёрами по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

3.2. Планирование образовательного процесса в течение дня

   Планирование образовательной деятельности включает в себя образовательные области, непосредственно образовательную деятельность (групповую, подгрупповую, индивидуальную), режимные моменты, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьей и социальными партнерами. При этом предусматривается объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»: тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, традиции и т.п. (комплексно-тематический принцип планирования).
    Алгоритм планирования образовательной деятельности предусматривает определение доминирующей образовательной области; формы работы и темы; задач по формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) доминирующей области (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных); задач по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности в соответствии с интеграцией образовательных областей.
    Планирование образовательной деятельности,  организуемой в ходе режимных моментов отражает решение образовательных задач за рамками непосредственно образовательной деятельности и представляет собой конкретизацию основных направлений воспитательно-образовательного процесса, реализуемых в ходе режимных моментов, в зависимости от текущей темы.
    Планирование самостоятельной деятельности детей отражает изменения в предметно-развивающей среде, соответствующее реализуемой теме.
Организация образовательного процесса предполагает субъект субъектное взаимодействие (сотрудничество) взрослого и детей.
    Занятия организуются как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает в себя различные виды детской  деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно исследовательскую деятельность и др.

Планирование образовательно-воспитательной работы по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Вид деятельности

Периодичность

Группа раннего развития

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Физическая культура

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физическая культура на воздухе

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Аппликация

-

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Последовательно-исследовательская деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3.3. Формы организации образовательного процесса

   Выбор форм ООП обусловлен возрастными психологическими особенностями детей, новыми подходами к интеграции различных видов деятельности, авторскими разработками.
    Индивидуальная форма (создание условий для индивидуального воспитания и обучения детей (1.5 – 3 года) – общение педагога с ребенком и организации различных видов деятельности в разных видах развивающей среды, а конечной целью является физическое, речевое развитие детей, формирование у них способов общения со взрослыми и ровесниками.
    Игровая деятельность (3 – 4 года) – основа образовательного процесса, другие виды деятельности образуют составную часть, расширяя, дополняя и развивая ее. Цель – воспитание и обучение без принуждения, саморазвитие, создание условий для взаимодействия детей друг с другом.
    Интегрированная форма (4 – 7 лет). Элементами интегрирования различных видов деятельности являются: тематика, содержание реального мира (природа, явления, предметы) свойства. Цель – погружение детей в явления реального мира, включение их в различные сферы деятельности и реализации своих потребностей и интересов, создание способов самовыражения.
    Общая длительность образовательной деятельности, а не количество занятий в неделю, дает возможность объединения комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы», что позволяет реализовать на практике принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса. 

Совместная деятельность взрослого с детьми и возможные формы работы

Виды деятельности

Формы работы

Игровая

Игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, фольклорные (хороводные), театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке.

Трудовая

Совместные действия, дежурство, поручение, задание, наблюдение за трудом взрослых, реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами, путешествие по карте, во времени, рассматривание.

Двигательная

Подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.

Музыкально-художественная

Слушание, обсуждение, исполнение, импровизация, танцы, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкально-дидактическая игра, экспериментирование.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Реализация проектов.

Общение

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, свободное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Восприятие художественной литературы

Аудирование - смысловое восприятие речи на слух, чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательной и художественной литературы, детских иллюстрированных энциклопедий, разучивание, просмотр и обсуждение мультфильмов, кинофильмов, телепередач.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Направление работы

Формы работы

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь взрослым, участие детей в расстановке и уборке оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов

Познавательное, речевое развитие

Создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдения, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов, кинофильмов, ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения действий.

Художественно-эстетическое развитие

Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики. Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих предметов, игрушек

Физическое развитие

Закаливающие процедуры, утренняя гимнастика после сна, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

3.4. Игровые образовательные технологии

   Игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока ООП, а предлагаемые детям знания выступают в качестве развития личности ребенка-дошкольника.
    Программа обеспечивает непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.

3.5. Взаимодействия руководителя, педагогов

   Заведующий, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре – равноправные партнёры, способные обеспечить решение довольно сложных задач личностно-ориентированного образования.
    Важным условием организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми является взаимодействие педагогов. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре требуют одновременного присутствия инструктора по физической культуре и воспитателя группы. Распределение обязанностей происходит следующим образом: инструктор по физической культуре проводит занятие, воспитатель помогает выполнять упражнения детям, страхует их с учётом рекомендаций инструктора. Подобная организация занятий помогает осуществлять индивидуальный подход в непосредственно образовательной деятельности, а также проводить контроль качества движений детей с учётом их возможностей, что, в конечном счёте, обеспечивает каждому ребёнку ситуацию успеха.
    Лечебно-оздоровительная деятельность осуществляется медицинским персоналом учреждения совместно со специалистами поликлиники и включает:

  • контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания детей (освещение, температурный режим, оборудование и др.);
  • диагностический мониторинг соматического здоровья детей;
  • специфическую и неспецифическую профилактику отклонений состояния здоровья (медосмотры, прививки, витаминотерапия, санация, щадящий режим);
  • организацию специального питания для нуждающихся в нем детей;
  • просвещение сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей по проблемам оздоровления, возрастной физиологии, гигиены, профилактики заболеваний, доврачебной помощи.

 Оздоровительная деятельность осуществляется средствами физической культуры и оздоровительными мероприятиями:
1. Диетотерапия:

  •  питание по санитарным нормам;
  •  правильная кулинарная обработка пищи;
  •  введение в рацион кисломолочных продуктов;
  •  замена меню для детей с различной патологией.

2. Соблюдение режима дня:

  •  полноценный дневной сон;
  •  прогулка на свежем воздухе в любую погоду;
  •  уменьшение продолжительности учебного процесса.

3. Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

  •  влажная уборка помещений;
  •  проветривание;
  •  кварцевание групповых помещений.

4. Регулярное проведение занятий физической культурой, в т.ч.:

  •  ЛФ, дыхательной гимнастики;
  •  утренней гимнастики;
  •  на улице с элементами подвижных игр.

5. Массаж кистей рук, стоп, ушей.
6. Закаливающие мероприятия:

  •  прогулки в правильно подобранной одежде;
  •  длительное пребывание на свежем воздухе;
  •  активные физические игры и упражнения на улице.

 7. Профилактика: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения зрения.
8. Развитие мелкой моторики рук.
    Профилактическая деятельность осуществляется путем устранения причин и условий возникновения и развития тех или иных отклонений, проблем, а также в процессе формирования у детей различного рода компетенций, повышения устойчивости личности (организма) к воздействию факторов природной, бытовой, социальной, образовательной среды. 

Система профилактической деятельности

Деятельность

Профилактические мероприятия

Вакцинация, закаливающие процедуры, проведение точечного массажа

Профилактика болезней, сохранение и укрепление здоровья

Обучение здоровью и основам безопасной жизнедеятельности

Снижение риска появления у детей различных зависимостей (вредных привычек), попадания в сложные ситуации, угрожающие здоровью и жизни

Формирование учебных умений, исследовательских навыков

Профилактика неуспеваемости

Организация рационального режима дня, повышение профессиональной компетентности педагогов

Профилактика негативного состояния повышенной психо-эмоциональной напряженности, вызванного информационной перегрузкой

Развитие коммуникативных компетенций, толерантности, основ критического мышления

Предупреждение возникновения конфликтных ситуаций в общении с окружающими

3.6. Распорядок дня (режим дня)

   Режим дня - это организация жизни и деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей (законных представителей), предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Для разработки режима конкретной группы детей раннего и дошкольного возраста используются требования СанПиН к режиму пребывания детей в дошкольном учреждении.
    При составлении режима дня соблюдается соотношение между разными видами деятельности (умственной, физической), виды активности целесообразно чередуются. В течение дня отводится время для гигиенических мероприятий и по профилактике утомления, изменений биоритмов детей в течение недели. В адаптационный период организован гибкий режим посещения детьми группы. Режим дня составлен с учетом режима работы ДОУ (10.5 часов).

Распорядок дня в ДОУ 

Режимные моменты

Группа раннего развития

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Прием детей, самостоятельная
деятельность детей, ежедневная утренняя гимнастика

07.00 – 08.00

07.00 - 8.20

07.00 - 08.25

07.00 - 08.25

07.00 - 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00 – 08.30

08.20 – 08.55

08.25 – 08.55

08.25 – 08.50

08.30 – 08.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

08.30 – 08.40
08.40 – 09.10
(по подгруппам)

08.55 - 09.20

08.55 - 09.10

08.50 - 09.00

08.50 - 09.00

Организованная образовательная деятельность

08.40 – 09.10
(по подгруппам)

09.20 – 10.00

09.10 – 10.00

09.00 – 10.30

09.00 – 10.50

Второй завтрак

09.10 – 09.20

10.00 – 10.10

10.00 – 10.10

10.30 – 10.40

10.50 – 11.00

Подготовка к прогулке, прогулка

09.20 – 11.30

10.10 – 12.05

10.10 – 12.15

10.50 - 12.30

11.00 – 12.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.30 – 11.55

12.05 – 12.20

12.15 – 12.30

12.40 – 13.10

12.40 – 12.50

Подготовка к обеду, обед

11.55- 12.30

12.20 – 12.50

12.30 – 13.00

12.40 – 13.10

12.50 – 13.15

Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

12.30 – 15.00

12.50 – 15.00

13.00-15.00

13.10 – 15.00

13.15 – 15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность детей

15.00-15.15

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Полдник

 15.15 – 15.25

15.25 – 15.50

15.25 – 15.50

15.25 – 15.40

15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная и организованная  деятельность детей

15.25 – 16.15

15.50 – 16.30

15.50 – 16.30

15.40 –16.30

15.40 – 16.40

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.15 – 17.30

16.30 – 17.30

16.30 – 17.30

16.30 –17.30

16.40 – 17.30

Особенности разработки режима дня для детей-реконвалесцентов

   После перенесённого заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОУ только при наличии справки врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционированными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребёнка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

Особенности разработки модели режима в летний период

   Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматриваются максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и другие виды отдыха. Соотношение времени в образовательной деятельности. Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Объём лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (занятия с психологом, учителем-логопедом и др.) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Особенности составления модели организации образовательной деятельности:

1. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей проводится в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей сочетаем её с 25 образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие.
2. В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп могут быть организованы недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически оздоровительного цикла (музыкальная, спортивная, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период другую образовательную деятельность не проводят. Особенности составления модели организации образовательной деятельности в разновозрастных группах
    В разновозрастных группах продолжительность образовательной деятельности дифференцируется в зависимости от возраста детей группы. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности образовательной деятельности её начинают со старшими детьми, постепенно подключая детей младшего возраста.
    Разновозрастная группа способствует индивидуализации образовательного процесса, расширяет социальную практику ребёнка, даёт полноценный опыт общения, открывая дополнительные возможности его развития путём взаимообучения при взаимодействии младших и старших детей. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста
    Образовательный процесс в группах раннего возраста осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка, не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, надо обеспечить ребенку соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей. Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Занимательные игры с детьми раннего возраста проводятся воспитателями в группах.

Образовательная деятельность по физическому развитию

   С детьми раннего возраста (1.5 – 3 года) воспитатели осуществляют образовательную деятельность по физическому развитию по подгруппам 2-3 раза в неделю. Образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3-х раз в неделю (в т.ч. 1 раз в неделю – на открытом воздухе).
    Таким образом, воспитательно-образовательный процесс проектируется в соответствии с контингентом, их индивидуальными и возрастными особенностями, на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Физкультурные занятия

а) в помещении

2 раза в неделю
15 – 20

2 раза в неделю
20-25

2 раза в неделю
25-30

2 раза в неделю
30-35

б) на улице

1 раз в неделю
15 – 20

1 раз в неделю
20-25

1 раз в неделю
25-30

1 раз в неделю
30-35

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

а) утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно
5 – 6 

Ежедневно
6 – 8 

Ежедневно
8 – 10 

Ежедневно
10 – 12 

б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно
2 раза
(утром и вечером)
15 – 20

Ежедневно
2 раза
(утром и вечером)
20 – 25

Ежедневно
2 раза
(утром и вечером)
25 – 30

Ежедневно
2 раза
(утром и вечером)
30 – 40

в) физкультминутки
(в середине статистического занятия)

Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия
3 – 5

Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия
3 – 5

Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия
3 – 5

Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия
3 – 5

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в
месяц
20

1 раз в месяц
20

1 раз в месяц
20

1 раз в месяц
20

б) физкультурный праздник

-

2 раза в год
до 45 мин.

2 раза в год
до 60 мин.

2 раза в год
до 60 мин.

в) день здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

б) самостоятельные подвижные и спортивные игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

       Педагоги поощряют участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке, развивают инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряют самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования, воспитывают интерес к физическим упражнениям, учат пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки для разных возрастных групп, включая реализацию дополнительных программ, согласно СанПиН


Возрастная группа

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Недельная нагрузка

1-ая половина дня

2-ая половина дня

Ранний возраст (1.5 – 3 года)

10 минут

10 минут

10 минут

1 ч 30 мин

Младший дошкольный возраст
(3 – 4  года)

15 минут

30 минут

-

2 ч 45 мин

Средний дошкольный возраст
(4 – 5  лет)

20 минут

40 минут

-

4 ч 00 мин

Старший дошкольный возраст
(5 – 6  лет)

15 минут

45 минут

25 мин
не более
2 раз в неделю

6 ч 15 мин

Подготовительная к школе группа
(6 – 7 лет)

30 минут

1ч 30 мин

30 мин
не более
3 раз в неделю

8 ч 30 мин

Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут

Требования к режиму пребывания детей в образовательном учреждении в соответствии с СанПин


Продолжительность режимных моментов по возрастным группам

Группа раннего возраста

Группа младшего дошкольного возраста

Группа среднего дошкольного возраста

Группа старшего дошкольного возраста

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования

В соответствии с медицинскими рекомендациями

5 ч 30 мин

5 ч 40 мин

6 ч 00 мин

Ежедневная продолжительность  прогулки
2 раза в день: в 1–й половине дня – до обеда; во 2-й половине дня – после дневного сна или перед уходом детей домой 

4 – 4.5 ч

4 – 4.5 ч

4 – 4.5 ч

4 – 4.5 ч

Продолжительность дневного сна

2ч 30 мин

2 ч 30 мин

2 ч 20 мин

2 ч 00 мин

Самостоятельная деятельность (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена)

-

45 мин

60 мин

60 мин

Допустимый объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности (в т.ч. реализация дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста)

1 ч 30 мин

2 ч 45 мин

4 ч 00 мин

8 ч 30 мин

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Не более 10 мин

Не более 15 мин

Не более 20 мин

Не более 30 мин

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию

10 – 15 мин

15 мин

20 мин

30 мин

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-й половине дня

 

Допускается осуществление образовательной деятельности в 1-й и 2-й половине дня
8 – 10 мин

Не более 30 мин

Не более 40 мин

Не более 1 ч 30 мин
Допускается осуществление образовательной деятельности в 1-й и 2-й половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю: не более 25 – 30 мин в день

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности: не менее 10 мин

Занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции)*

-

Не чаще 1 раза в неделю, не более 15 мин

Не чаще 2-х раз в неделю, не более  25 мин

 

Продолжительность общественно полезного труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе)

-

15 – 20 мин

20 – 25 мин

25 – 30 мин

*- недопустимо проводить занятия по дополнительному образованию за счет времени, отведенного на прогулки и дневной сон.

3.7. Традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия

   Праздники имеют свои обычаи и традиции, «свой сценарий», своеобразие традиций зависит от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры хороводы. У каждого традиционного события, мероприятия и праздника имеют свои цели и задачи, но самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру; рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Праздник должен дать выход детским стремлениям; способствовать желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
    В основу классификации праздников, которые отмечаются в нашем детском саду, мы положили общепринятую праздничную культуру, которая выработалась в нашей стране, и выделили следующие виды праздников:

  • народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Масленица, Красная горка, праздник Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День Защитников Отечества, День Победы, День знаний, день поселка и т.д.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное воскресение, Троица, Покров и т.д.
  •  бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу и т.д.
  • тематические: по правилам дорожного движения, по пожарной безопасности, по гигиеническим правилам «Праздник мыльных пузырей» и т.д.

         Праздник является первичной формой культуры, культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, совокупности разных культур.
В ДОУ в течение учебного года проводятся:

  •  
    • физкультурные досуги (1 раз в месяц);
    • спортивные праздники (не реже 2 раз в год);
    • соревнования;
    • дни здоровья;
    • тематические досуги;
    • праздники (Новый год, День защитников Отечества,  Масленица, Международный женский день, День Победы, Выпускной, Осенины, День защиты детей);
    • развлечения:
    • театрализованные представления;
    • смотры и конкурсы;
    • экскурсии.

3.8. Условия реализации ООП

   Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду – определённое пространство, организационно оформленное и предметно  насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии; обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
    Оборудование помещений безопасно, эстетически привлекательно. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
    Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна и пригодна для совместной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. В ДОУ оборудованы регламентированные зоны (центры). Развивающие материалы (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, конструкторы, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игр и др.) расположены в доступных для детей местах (в шкафах, модулях, стеллажах). Дошкольники самостоятельно выбирают интересные для себя занятия, чередуют их в течение дня, используя имеющиеся материалы; перестраивают имеющееся игровое пространство, используя мягкие модули, занавеси, стулья.
    Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ (интерактивная доска).
Занятия детей с интерактивной доской включают в себя несколько взаимосвязанных компонентов: активное познание детьми окружающего мира с использованием  соответствующих электронных образовательных ресурсов; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметно-знаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий; активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми с опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т.д.); общение детей друг с другом (дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, что составляет главное содержание потребности в общении, способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.  
    Обеспечен и доступ детей к объектам природного характера (как в групповой комнате, так и на участке детского сада), что побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Оснащение групповых комнат меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса путем внесения нового материала.
    Таким образом, среда в ДОУ гетерогенна; состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; динамична; позволяет детям переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Среда гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3.9. Особенности осуществления образовательного процесса

1. Демографическая ситуация
Планирование и комплектование групп ДОУ осуществляется с учетом показателей рождаемости населения. Данные медицинских учреждений позволяют учитывать показатели повозрастной численности организованных и неорганизованных дошкольников района, по ним прогнозируется прибыль или убыль.
2. Социально-экономический уклад села
Анализ социального состава населения обуславливает специфику образовательных потребностей социальных заказчиков – в основном это подготовка детей к школе и охрана и укрепление их здоровья, познавательно – речевое развитие. В меньшей степени актуальны для родителей вопросы эмоционального развития ребёнка.
В то же время анализ социального состава позволяет косвенно определить материальное положение населения с целью определения платежеспособного спроса на те или иные виды услуг.
3. Национально-этнические особенности.
Образовательная Программа учитывает, что преобладающее количество семей по национальному и языковому составу – русские и русскоязычные, поэтому реализует социокультурные ценности русского народа. В то же время Программа учитывает наличие в ДОУ детей из семей других национальностей, в связи с чем, в нее включаются разделы по ознакомлению дошкольников с культурными традициями разных национальностей: с произведениями устного народного творчества, героями мифов и эпоса, образцами декоративно-прикладного искусства, национальных костюмов, особенностями организации жилища и быта.
4. Климатические и экологические особенности территории
Наше село расположено в средней полосе России. Климатические условия соответствуют умеренно-континентальным, что учитывается при планировании физкультурно-оздоровительной работы. Экологические особенности местности (градообразующим является торфопредприятие) позволяют вести работу экологической направленности.
5. Культурные и образовательные потребности населения
Программа учитывает культурные и образовательные потребности населения, что отражено в организации режима дня в ДОУ, общей организации работы ДОУ, повышении качества образования детей, в оказании конкретных видов образовательных услуг.

4. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

   При наличии в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание коррекционной работы обеспечивает:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3. Возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы в ДОУ. Коррекционная работа включает в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий; взаимодействие специалистов ДОУ.
    Коррекционная работа в ДОУ направлена также на:

  •  лечебно-оздоровительную работу с часто болеющими детьми;
  • профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей;
  •  выявление резервных возможностей развития детей;
  •  определение характера, форм, продолжительности и эффективности коррекционно-развивающей помощи детям в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;
  •  консультативную помощь педагогам, родителям (законным представителям) по вопросам образования, развития и социальной адаптации ребёнка.

Глоссарий
(определение понятий, комментарии)

Воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Воспитанник – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Диагностика – деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста и с которым он соотносит полученную информацию.
Интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.
Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.
Коррекционная работа – сложный вид психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Успех её зависит от профессионального взаимодействия педагогов, медиков, психологов, родителей.
Коррекция (лат.) – поправка, частичные изменения или исправления. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей  психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической, «оптимальной» модели этого развития.
Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения.
Обучение – целенаправленный процесс организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни.
Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
 Основная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и направленности в этой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обеспечивающая реализацию соответствующей образовательной программы, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Образовательные услуги – оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися или воспитанниками образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Образовательный процесс – процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательной программы, ее частей или программ  отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования.
Образовательная организация – некоммерческая организация, основной (уставной) деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.
Образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности.
Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за её состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
Платные образовательные услуги – образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Программа в переводе с древнегреческого – «вперед предписанное». Современные определения рассматривают программу как: содержание, план предстоящей деятельности, документ по изучению или преподаванию дисциплины. В этой связи программы разделяются по назначению, составу, структуре, технологиям разработки и реализации. Например: по срокам исполнения программы делятся на краткосрочные и долгосрочные; по направленности – на общеобразовательные, обучающие, учебные, коррекционные, профессиональные, дополнительного образования и т.д.; по целям – программы развития учреждения, осуществления образовательной деятельности т.д.
Общеобразовательные  программы делятся, в свою очередь, на комплексные, отражающие все возможные направления деятельности педагогов, и парциальные, обеспечивающие отдельные цели воспитания и обучения. В практике образования используются также программы учебной дисциплины, учебного курса и др. В ст. 9 Закона «Об образовании» программы предлагается разделить по направленности на: общеобразовательные (основные и дополнительные), профессиональные (основные и дополнительные), по уровню на: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных изменений,  качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Средства обучения – приборы, оборудование, включая спортивный инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы.
Участники отношений в сфере образования – органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники, воспитанники, их родители (законные представители), работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.