gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Сейчас на сайте
admin

Мастер-класс «Декорирование балалайки в стиле ДЕКУПАЖ»

Цели и задачи: продолжить работу педагогического коллектива ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников; привлечь их к активному участию в образовательной и творческой деятельности ДОУ;  познакомить с историей появления русского народного инструмента- балалайки и  пропаганды  игры на ней, а также со способом декорирования  в стиле  Декупаж; прививать любовь к народной инструментальной музыке –  слушание музыкальных произведений в исполнении оркестров русских народных инструментов.
Теоретическая  часть

  • Добрый день, уважаемые родители и коллеги! Сегодня я познакомлю вас с  очень интересным и сложным способом декорирования, который называется ДЕКУПАЖ.  
    Несколько слов непосредственно о балалайке.

(на протяжении всего занятия фоном звучат музыкальные зарисовки со звучанием  балалайки)

Экскурс в историю
(на экране слайд – шоу «БАЛА-, БАЛА-, БАЛАЛАЙКА»)

Презентация

     Это русский народный струнный щипковый инструмент, длиной от 60см. до 1,5 метров с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. Звучание звонкое, но очень мягкое. Существует несколько приёмов игры на балалайке: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приёмы. Используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Балалайка известна с начала 18-ого века, её основательно усовершенствовал Василий Васильевич Андреевым (основатель кружка балалаечников) и инструментальный мастер Ф. Пасербский, который изначально был против работы в этом направлении.
В конце концов, новая балалайка была  изготовлена. Но этого Андрееву В.В.  было мало – взяв её из народа, он хотел вернуть её в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь стала одним из самых популярных инструментов. Затем было создано целое семейство балалаек, разного размера, и разного тембрового звучания. Балалайка заняла почётное место в ряду популярных концертных инструментов. Василий Васильевич Андреев много выступал сам и  воспитал огромное число учеников -  продолжателей этого музыкального инструментального направления.
      Балалайка – один из инструментов (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой), который является своеобразным  музыкальным символом русского народа. Любопытно, что само название инструмента типично народное, а звучание слогов роднится с такими русскими словами как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит -  болтать, пустозвонить и как бы передаёт характер игры на нём.
      Состоит балалайка из 3х частей: гриф, головка, корпус , на котором находится резонаторное отверстие или голосник или просто – окошко. Балалайка имеет 3 струны, которые должны быть настроены в определённом порядке. Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Хранить балалайку нужно в сухом помещении, чтобы от  сырости она не отсырела и не расклеилась, а струны не заржавели.
Известные балалаечники:
Михаил Рожков, Павел Нечепоренко, Николай Осипов, Михаил Данилов и др.
Известные  коллективы:
Русские  оркестры «Серебряные струны», «Перезвоны», оркестр русских народных инструментов «Метелица», «Сибирь» «Тула» и др.
В Ульяновске открыт Музей балалайки. Во многих городах России 23 июня ежегодно отмечается День Балалайки ( Международный праздник музыкантов - народников).
Практическая часть
      Возьмите красивые салфетки и аккуратно руками рвите мотивы максимально близко к краю. Пока Вы это выполняете, я объясню, почему это нужно делать руками. Потому что так границы салфетки  будут незаметны и появится впечатление, что мотив нарисован. Искусственно неровный край как бы растворится на рабочей поверхности. Если же использовать ножницы, то такого эффекта мы не сможем добиться. Можно нарвать несколько мотивов, чтобы заполнить всю рабочую поверхность. Если края получатся  неровные, пусть это вас не пугает. Хочу предупредить: чтобы рисунок не терялся, его желательно наносить на светлую рабочую поверхность (например, разделочные доски, шкатулки, вазочки и др.), но т.к. у нас такой своеобразный  музыкальный инструмент, то мы пожертвуем этим условием.  И ещё:  работать  можно как на ровных, так и на выпуклых поверхностях, но это  будет немного сложнее.
      Итак, мотивы готовы  к работе. Разложите их по рабочей поверхности так, как считаете нужным, точнее, как вам нравится. Теперь мы можем приступить непосредственно к самой работе - ДЕКУПАЖ
Предлагаю вам освоить 3 способа этого увлекательного процесса.

1 способ – обычный, когда просто наклеиваются мотивы.
      На салфетку клеевой кистью наносится клей  для Декупажа, который  продается в специализированных и строительных магазинах.  Допускается  использование  и клея ПВА, его мы с вами и возьмём. Возьмите кисточки и  начинайте равномерно, круговыми движениями размазывать клей  поверх мотива от центра к краям. Важно, чтобы не появились складки. Если же они появились, то свободной рукой можно аккуратно приподнять края рисунка и разгладить.
      Хочу ещё раз предупредить, что работать надо очень аккуратно, т.к. салфетка, размокая от клея, становится совсем хрупкой и, к сожалению,  может порваться  в любой момент.
      Процесс очень трудоёмкий, важно не спешить, чтобы качественно выполнить работу. Можно крутить саму заготовку (рабочую поверхность) или разворачивать руку. Кому как удобно.
А пока  Вы, что называется, пробуете себя в этом интересном занятии, я расскажу Вам немного об истории возникновения этой техники украшения.
      ДЕКУПАЖ - в переводе с  французского - вырезать. Техника Декупажа  – это техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных мотивов. Такая техника украшения была была изобретена китайскими крестьянами в 12-м веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать  с её помощью различные предметы.  В Россию этот интересный метод декорирования пришёл в 17-18м веке вместе с красивой лаковой китайской мебелью. Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос на неё и началось производство подделок. Так техника Декупажа распространилась по всей Европе. Появившаяся техника ничем не уступала китайской. Декупаж использовали даже знаменитые художники, такие как Матисс  и Пикассо.
      В настоящее время самым популярным материалом стали трёхслойные салфетки, поэтому во многих языках Декупаж получил название - салфеточная техника.

2 способ очень хороший и интересный способ, называется он «Лужица». Вся предварительная работа выполняется  при помощи воды, что даёт 100% гарантию ровного, без складок приклеивания  (этот способ подходит как для маленьких, так и для больших мотивов). Принцип работы точно такой же, как  в первом способе, только работаем водой. Таким способом очень удобно работать на ровных поверхностях. После того, как Вы пропитали рисунок водой, сразу же, не просушивая работу, пропитываем работу клеем – наносим его круговыми движениями и от центра к краям.  Сейчас работать надо ещё осторожнее, т.к. можно порвать, сместить мотив. 

3 способ метод «файлика». Это, пожалуй, один из самых любимых способов работы всех мастеров. 
      Нужно взять файл, разрезать его. Положить готовый мотив лицевой стороной  прямо на файл. Причём файл обязательно должен быть немного больше мотива, т.к. салфетка, намокая, растягивается. Сбрызгиваем салфетку водой. Если вы заметили, она сразу сморщилась, поэтому аккуратно, пальчиками распрямляем мотив, растягиваем его от центра к краям, благо размер файла позволяет это сделать.  Старайтесь едва касаться  пальчиками мотива, чтобы не порвать его. Если появляются пузыри, то можно слегка похлопать по ним, так мы выгоняем воздух.
      В этом способе клеем промазывается не мотив, а сама рабочая поверхность! Причём промазывается не толстым слоем и распределяется по всей рабочей площади. Но если всё же Вы нанесли  много клея, не волнуйтесь – он высохнет и не будет заметен. Но всё же лучше разровнять его.
Берём заготовку. Если воды получилось много, то просто слейте её в миску, слегка наклонив файл.
      Файл с мотивом переворачиваем, кладём его на рабочую поверхность так, как Вам нужно и тряпочкой или ребром ладони        (кому как удобно) разглаживаем заготовку лёгкими, поглаживающими движениями от центра к краям - нужно выгнать все пузыри, которые образовались или остались. Ни в коем случае нельзя просто, хаотично гладить. Теперь  аккуратно снимаем файл, оставляя мотив на рабочей поверхности. Если салфетка  приклеилась к файлу, то пальчиками  осторожно отсоедините её.  Повторно наносить клей не стоит – достаточно того слоя, который Вы нанесли заранее.
      Если края работы выступают за границы рабочей поверхности, не пугайтесь, -  можно просто осторожно оборвать, а совсем мелкие неровности можно убрать после полного высыхания наждачной бумагой. Вертикальными движениями по ребру рабочей поверхности сверху вниз.
      Есть очень много способов работы в этом стиле. Хочу предупредить, что сушить следует только естественным способом.  После приклеивания можно дорисовать, дополнить композицию какими-нибудь  штрихами. Например, губкой тонируем края мотива   или всей рабочей поверхности акриловыми красками в тон основного рисунка или в контраст. Выполняется это губкой чпокающими движениями. И только после полного высыхания наносим бесцветный лак, т.е. выполняем финишную лакировку.

В истории балалайки были взлёты  и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

     Предлагаю посмотреть на наши замечательные балалайки. Дадим время им высохнуть,  а затем  я, с Вашего позволения, нанесу финишную лакировку, т.е. покрою их прозрачным лаком. Свои работы  Вы в самое ближайшее время сможете увидеть в групповых родительских уголках.
Спасибо Вам за внимание, усердие, старание! Приглашаем  Вас посещать наши методические мероприятия.