gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
Сейчас на сайте
admin

Содержание образовательной области «Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

Задачи:

1. Развитие музыкально-художественной деятельности;

2. Приобщение к музыкальному искусству.

Примерные виды интеграции образовательной области «Музыка»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическая культура» (развитие физических качеств   для музыкально-ритмической деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки)

«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также  окружающем мире в части культуры и музыкального искусства)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки)

«Физическая культура», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности)

«Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Музыка»

Возраст

Задачи

2 – 3

лет

1. развивать интерес к музыке, слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения

2. развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чём (о ком) поётся и эмоционально реагировать на содержание

3. развивать умение различать звуки по высоте

4. развивать умение подпевать фразы в песне, постепенно приучать к сольному пению

5. развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения

6. формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым

7. формировать умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы

8. совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержанием песни

3 – 4

лет

1. приобщать детей к народной и классической музыке

2. познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем

3. формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать весёлую и грустную музыку

4. приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении

5. развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии

6. совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов

7. учить выразительному пению

8. способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни

9. развивать желание петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю - баю» и весёлых мелодий на слог «ля - ля»

10. формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу

11. формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания; реагировать на начало звучания музыки и её окончание

12. развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку

13. развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них

14. способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов

15. стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии

16. формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных

17. знакомить с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также с их звучанием

18. формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах

4 – 5

лет

1. развивать интерес к музыке, желание слушать её

2. закреплять знания о жанрах в музыке, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке

3. формировать навыки культуры слушания музыки

4. развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном

5. формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения

6. развивать способность различать звуки по высоте

7. формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно

8. развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами; побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки

9. развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него

10. побуждать самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы

11. формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст

12. формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки

13. совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному в парах

14. формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки

15. совершенствовать навыки основных движений

16. способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму

17. развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли

18. формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне

5 – 6

лет

1. развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё

2. формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни

3. знакомить с композиторами

4. знакомить с жанрами музыкальных произведений

5. развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения

6. совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов

7. формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо

8. развивать навык сольного пения с музыкальным сопровождением и без него

9. содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера

10. развивать песенный музыкальный вкус

11. развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера

12. развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами

13. формировать навык исполнения танцевальных движений

14. познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов

15. развивать навык инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях

16. развивать танцевальное творчество

17. формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве

18. совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни

19. развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп

20. развивать творчество, побуждать к активным самостоятельным действиям

6 – 7

лет

1. продолжать приобщать к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус

2. обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера

3. знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры, профессиями

4. развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции

5. формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память

6. способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха

7. знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, творчеством композиторов и музыкантов

8. познакомить с мелодией Государственного гимна Российской Федерации

9. совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию

10. закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы

11. учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию

12. закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него

13. развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы

14. способствовать развитию навыков танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание

15. знакомить с национальными плясками

16. развивать танцевально-игровое творчество

17. формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок

18. способствовать развитию творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности

19. совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера

20. закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами

21. развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов

22. формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности

23. знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке

24. совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение использовать музыкальные произведения в оркестре в ансамбле

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Музыка»

   Работа с детьми по освоению образовательной области «Музыка» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству в процессе совместной деятельности педагогов и детей осуществляется  через организацию НОД, музыкально - дидактических игр, театрализованных игр, слушания, совместного пения, драматизации песен, применение музыкальных упражнений, танцев, показа взрослым танцевальных движений; с детьми 3 -7 лет – рассматривание музыкальных инструментов, картинок  и обсуждение средств выразительности, слушание и обсуждение музыкальных произведений, подыгрывание на детских музыкальных инструментах, пение, показ ребенком плясовых движений, в старшем возрасте - проектная деятельность.  В самостоятельной деятельности - игра на детских музыкальных инструментах, пение, танцы, игры - драматизации, музыкально - дидактические игры, в старшем возрасте - проектная деятельность.  В режимных моментах широко применяется слушание музыки, совместное пение, артикуляционная и дыхательная гимнастики, игровые упражнения. В работе с семьей педагоги практикуют использование консультирования, организуют совместные с родителями тематические досуги и праздники.

Развивающая среда  (музыкальный зал)

Оборудование:

Музыкальные инструменты для взрослых

Пианино, синтезатор, аккордеон, баян

Средства мультимедиа: музыкальный центр, телевизор, проектор, экран.

Аудиокассеты, видеокассеты, СВ - диски, (комплекты, на каждую возрастную группу)

Стулья по росту детей

Декорации (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам)

Учебно-методические материалы:

Оборудование для музыкальных игр-драматизаций

Различные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый

Ширма для кукольного театра

Атрибуты для игр и музыкально-исполнительской деятельности (искусственные цветы, венки, ветки деревьев, овощи и фрукты, корзины шляпы, флажки, султанчики, платки, шифоновые платки-шарфы, листы)

Шапочки-маски (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам)

Костюмы карнавальные, в т.ч. новогодние костюмы

Елка искусственная, набор елочных игрушек

Детские музыкальные инструменты:

а) Со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, ложки

б) Издающие звук только одной высоты, помогающие детям воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки

в) С диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофоны, треугольники

Учебно-методические материалы, пособия, наборы для педагога:

Портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции (в соответствии с музыкальным репертуаром программы).

Картотека на все комплекты (по возрастам) аудиозаписей или СD, МР3

Нотные сборники и музыкальные словари (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе)

Литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе

Материалы из опыта работы (конспекты занятий, авторские сценарии тематических и государственных праздников, музыкальных развлечений и досугов, музыкальных спектаклей)

Материалы для работы с родителями (консультации и родительские собрания)

Игровые материалы

Беззвучные игрушки, изображающие музыкальные инструменты (балалайки, гармошки)

Мячи разных размеров

Игрушки-забавы

Музыкально-дидактические игры и пособия для каждой возрастной группы (на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке, определение ее характера; для развития звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового   опыта;  на развитие музыкального опыта)

Развивающая среда групп (музыкальные уголки, уголки для театрализованной деятельности)