gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Сейчас на сайте
admin

Родительское собрание «Как ребёнку справиться с эмоциями»

(младшая-средняя группа)

Воспитатель: Забайкина Н.Н.

Протокол № 1 родительского собрания

младшей-средней группы

«23» сентября 2016 года

Тема: «Как ребёнку справиться с эмоциями»

Присутствовало: 8 человек

Отсутствовало: 4 человека

Приглашённые: ----------

Повестка:

  1. Выступление воспитателя «Эмоции ребёнка и что их вызывает».
  2. Психологический тренинг для родителей.
  3. Индивидуальные консультации.

Решение родительского собрания:

  1. Поддерживать ребёнка в ситуациях волнения и неудачи.
  2. Выполнять упражнения, чтобы научиться контролировать свои эмоции и научить этому ребёнка.

Цели:

  • Помочь родителям справляться с эмоциями своих детей.
  • Познакомить родителей с техникой саморегуляции.

Ход собрания

1. Выступление воспитателя «Эмоции ребёнка и что их вызывает»

- Уважаемые мамы, папы и бабушки! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребёнка. Но иногда, пытаясь максимально защитить своё дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждаем его желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, «ломаем» его эмоциональную сферу. Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различными заболеваниями.

Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Сегодня мы вынесли на обсуждение вопрос: «Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?».

- Что такое эмоция? (Ответы родителей.)

- Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

 

К эмоциональным состояниям человека относят:

  • настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
  • страсть (сильная, всё себе подчиняющая увлечённость человека км-либо или чем-либо);
  • аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например: горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
  • чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
  • стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранять подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (например, гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим детям? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребёнка.

- Что у ребёнка вызывает отрицательные эмоции? Таких причин довольно много, выделим основные:

  1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
  2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку, не уверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребёнку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
  3. Противоречивость требований родителей, педагогов (например: тренер воспитывает у детей дисциплинированность, требует соблюдения определённого режима спортсменом, родители в этом тренера не поддерживают), в результате формируются такие неприятные черты характера, как недоброжелательность, злоба, а также недоверие ко взрослому, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
  4. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие, как «заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребёнка справляться со своими эмоциями.
  5. Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

- Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь то волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!

Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогают им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребёнка, и не важно, сколько ему лет!

Ребёнок постоянно задаёт вопрос: «Вы любите меня?». Может быть, произносит его вслух, а может быть, он остаётся во внутреннем диалоге. Если мы любим ребёнка безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный; если мы любим его условно (проявляем любовь, лишь когда ребёнок «вёл себя хорошо», был успешен), то он теряет уверенность в себе, его эмоциональное состояние становится тревожным и напряжённым. От ответа, который получает ребёнок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребёнку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребёнок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребёнка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

2. Психологический тренинг для родителей

Контакт глаз

Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичны и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным отношением к собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Контакт глаз (осознаём мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребёнка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребёнку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребёнок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребёнок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребёнок растёт, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

Внимательнее всего слушает нас ребёнок, когда мы смотрим ему в глаза. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечатываться в сознания ребёнка, чем сказанные слова.

Физический контакт

Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе не обязательно лезть к ребёнку с объятьями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

Бытуем мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же «телячьи нежности» ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребёнок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

Пристальное внимание

Следующий способ выражения любви и поддержки ребёнку – пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребёнке, без отвлечения на какие-либо мелочи, которые позволяют ребёнку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребёнку больше всего необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребёнка. Если ребёнок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что всё на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребёнка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

Вспомните, пожалуйста, как часто вы общаетесь со своим ребёнком, не занимаясь при этом какой-то другой деятельностью (кроме совместной деятельности с ребёнком). Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа.

Если мы проявляем пристальное внимание к ребёнку, то он приобретает способность и потребность делиться со взрослым своими переживаниями, делает это естественно, даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Саморегуляция

Мы уже говорили о том, что ребёнок может «заразиться» отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребёнка.

Повлиять на своё эмоциональное состояние и на состояние ребёнка можно с помощью специально разработанных психологами и физиологами упражнений. Когда человек испытывает какие-либо эмоции, то их обычно можно определить по его мимике. Кроме мышц лица меняется также тонус и в других мышцах тела. Только это не так заметно. Но наблюдательный человек может по походке, осанке и некоторым другим внешним признакам определять, в каком настроении находится человек.

Обучившись умению регулировать тонус мышц, расслабляться, мы получаем некоторую власть над своими эмоциями. Так, контролируя напряжённость своих мышц, мы контролируем свои эмоции. Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив почти все свои мышцы, мы снижаем эту активность и даём мозгу возможность отдохнуть и восстановить свои силы.

Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.

- На листах, выданных вас, предложено несколько упражнений для детей, которые вы можете вместе освоить. Обратите внимание на очень простые техники дыхания. Давайте потренируемся и отдохнём.

Базисная техника саморегуляции дыхания

  1.  Сядьте и займите удобное положение.
  2.  Положите одну руку в области пупка, вторую – на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).
  3.  Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2-4 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.
  4.  Задержите дыхание на 1-2 секунды.
  5.  Выдыхайте медленно и плавно. Выдох должен быть длиннее вдоха в два раза.
  6.  Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение. (Упражнение повторяется 4-5 раз подряд.)
  7. Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход.
  8. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя её выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряжённости и т.д.

3. Индивидуальные консультации