gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сейчас на сайте
admin

Содержание образовательной области «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

2. Развитие всех компонентов устной  речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Примерные виды интеграции образовательной области «Коммуникация»

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач  области  «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Коммуникация»

Возраст

Задачи

2 – 3

лет

1. предлагать для самостоятельного рассмотрения картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем

2. добиваться того, чтобы речь стала полноценным средством общения детей друг с другом

3. развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру

4. обогащать словарь детей: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями

5. способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

6. упражнять в отчётливом произношении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз

7. способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания

8. учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги

9. учить отвечать на простейшие и более сложные вопросы

10. формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения

3 – 4

лет

1. подсказывать образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу: здороваться, прощаться, вежливо обращаться

2. развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение

3. развивать умение понимать обобщающие слова; называть части суток; назвать домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты

4. вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность

5. формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями

6. помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму множественного числа в родительном падеже

7. формировать умение строить простые распространённые  предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами

8. вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра мультфильмов, спектаклей

9. формировать умение вести диалог с педагогами: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого

10. напоминать о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста» и др.

4 – 5

лет

1. пополнять и активировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; расширять представления о предметах, явлениях, событиях

2. активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены

3. развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

4. вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия

5. продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний

6. развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определённый звук

7. формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных

8. совершенствовать диалоговую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их

9. развивать умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражняться в составлении рассказов по картине

5 – 6

лет

1. расширять пред­ставления детей о многообразии окружающего мира

2. учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помо­щью речи: убеждать, доказывать, объяснять; учить строить высказывания

3. обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и ка­чества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду

4. упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно)

5. помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом

6. закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков; учить разли­чать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р

7. продолжать развивать фонематический слух

8. учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)

9. отрабатывать интонационную выразительность речи

10. совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: сущес­твительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко)

11. знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебни­ца; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель)

12. упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забе­гал — выбежал — перебежал)

13. помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные

14. формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью

15. развивать умение поддерживать беседу

16. совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

17. развивать монологическую форму речи

18. формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы

19. формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с послетовательно развивающимся действием

20. развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам

21. формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем

6 – 7

лет

1. приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знании

2. совершенствовать речь как средства общения

3. выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рас­сказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

4. опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками

5. развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и де­лать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

6. продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения

7. помогать осваивать формы речевого этикета

8. продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях

9. приучать детей к самостоятельности суждений

10. продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря

11. побуждать детей интересоваться смыслом слов

12. совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания

13. помогать детям осваивать выразительные средства языка

14. совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка

15. отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчет­ливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями

16. совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, опреде­лять место звука в слове

17. отрабатывать интонационную выразительность речи

18. продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении

19. совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени

20. помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.)

21. продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

22. формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником 23. воспитывать культуру речевого общения

24. развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их

25. совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием

26. помогать составлять план рассказа и придерживаться его

27. развивать умение составлять рассказы из личного опыта

28. продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

29. дать представления о предложении (без грамматического определения)

30. упражнять в составлении предложений, членении простых предложе­ний (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности

31. формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с от­крытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части

32. учить составлять слова из слогов (устно)

33. учить выделять последовательность звуков в простых словах

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Коммуникация»

   Работа с детьми по освоению образовательной области «Коммуникация» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности происходит путем включения в образовательный процесс игр с предметами и сюжетными игрушками, дидактических игр,  имитационных упражнений, коммуникативных игр с включением малых фольклорных форм (потешек, прибауток и т.д.), чтения художественной литературы, сценариев активизирующего общения; с 3-х лет – бесед, обсуждений, разучивания стихотворений, игр – драматизаций, экспериментирования, речевых заданий и упражнений;  с 5-и лет – моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций. В самостоятельной деятельности детей применяются различные виды игр, наблюдение, поручения, обсуждение, продуктивная деятельность, чтение. В режимных моментах используются наблюдение, активное усвоение формул коммуникативного поведения (повторение, подражание), игровые упражнения, с 4-х лет – беседы и решение проблемных ситуаций. В работе с родителями применяются: беседы, информационные листы, совместные мероприятия.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи в процессе совместной деятельности с детьми 2 - 4 лет происходит с помощью игр (сюжетно – ролевых, игр – драматизаций, дидактических и др.) и игровых упражнений, имитационных упражнений, использования сопряженной и отраженной речи, исправлений, рассматривание объектов, чтение; с 4-х лет применяется беседа, обсуждение, пересказ, сравнение, описание предметов и объектов; в старшем возрасте – составление рассказов, проектная деятельность. В  самостоятельной деятельности детей применяются различные виды игр, наблюдение, поручения, обсуждение, продуктивная деятельность, чтение, в старших группах – проектная деятельность, творческие задания. В режимных моментах используются наблюдение, активное усвоение формул коммуникативного поведения (повторение, подражание), игровые упражнения, с 5-и лет – беседы и решение проблемных ситуаций. В работе с семьёй применяются: беседы, информационные листы, проведение родительских собраний, совместных мероприятий.