gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сейчас на сайте
admin

Содержание образовательной области «Познание»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие дошкольников.

Задачи:

1. Сенсорное развитие;

2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

3. Формирование элементарных математических представлений;

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Примерные виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание)

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Познание»

Возраст

Задачи

2 – 3

лет

  1.  продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта в разных видах деятельности; помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму
  2. побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
  3. упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковые названия
  4. формировать умение называть свойства предметов
  5. приучать убирать игрушки на место
  6. знакомить детей с простейшими с пластмассовыми конструкторами
  7. предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины
  8. поддерживать желание детей строить самостоятельно
  9. способствовать строительным играм с использованием природного материала
  10. продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства
  11. продолжать знакомить с названием предметов ближайшего окружения
  12. знакомить с доступными явлениями природы
  13. помогать замечать красоту природы в разное время года
  14. воспитывать бережное отношение к растениям и животным; учить основам взаимодействия с природой

3 – 4

лет

  1. развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
  2. закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету
  3. закреплять умение различать, называть использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета
  4. учить располагать кирпичики, пластины вертикально, становить плотно друг к другу, на определённом расстоянии
  5. изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину
  6. развивать умение видеть общий признак предметов группы
  7. формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке
  8. формировать умение сравнивать две разные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов
  9. развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы
  10. сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами
  11. учить различать круг, квадрат, треугольник
  12. развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними пространственные направления от себя; различать правую и левую руки
  13. формировать умение ориентироваться контрастных частях суток
  14. формировать умение группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы
  15. знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин поликлиника и др.
  16. знакомить с доступными пониманию ребёнка профессиями: воспитатель, врач и др.
  17. расширять представления о растениях и животных, знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания
  18. расширять представления о диких животных, познакомить с лягушкой
  19. учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой
  20. расширять представления о насекомых
  21. развивать умение отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды
  22. дать представление о свойствах воды, песка, снега
  23. развивать умение замечать изменения в природе осенью, зимой, весной, летом

4 – 5

лет

  1. совершенствовать восприятие путём активного использования всех органов чувств
  2. обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые  и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы
  3. развивать способность различать и называть строительные детали; учить использовать их с учётом конструктивных свойств
  4. развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
  5. развивать умение самостоятельно измерять постройки
  6. учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек; развивать представления об архитектурных формах
  7. приобщать к изготовлению поделок из природного материала, учить использовать для закрепления частей клей, пластилин
  8. учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам
  9. формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта
  10. формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет
  11. развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5
  12. совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по толщине путём наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи
  13. развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины
  14. развивать представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе; формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора
  15. учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны
  16. формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький
  17. развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе
  18. расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра
  19. расширять знания об общественном транспорте, о правилах поведения в общественных местах
  20. познакомить с деньгами, возможностями их использования
  21. знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы
  22. знакомить с представителями класса пресмыкающихся, их внешним видом и способами передвижения
  23. расширять представления о некоторых насекомых
  24. знакомить с фруктами, овощами и ягодами, с грибами
  25. учить узнавать и называть 3 – 4 вида деревьев; рассказывать о свойствах песка, глины и камня
  26. развивать умение замечать изменения в природе
  27. познакомить детей с тем, что растения и животных охраняют
  28. формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы
  29. развивать умение замечать сезонные изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи
  30. побуждать рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощи зимующим птицам, называть их
  31. расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки, лед и снег в тёплом помещении тают

5 – 6

лет

  1. развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов
  2. развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие
  3. формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их
  4. знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объёмные формы
  5. закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки
  6. знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.; закреплять умение заменять одни детали другими
  7. формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
  8. закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  9. закреплять умение создавать множества из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному; определять большую (меньшую) часть множества и их равенство
  10. закреплять умение считать до 10; знакомить с образованием каждого числа в пределах 5 – 10 (на наглядной основе)
  11. формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет
  12. развивать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу
  13. развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу
  14. познакомить с цифрами от 0 до 9
  15. познакомить с порядковым счётом в пределах 10
  16. формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп
  17. познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале
  18. формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей
  19. закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой свое части, а часть меньше целого
  20. закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины, высоты, ширины, толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине
  21. развивать умение сравнивать два предмета по величине, длине, ширине, высоте опосредованно – с помощью условной мерки, равного одному из сравниваемых предметов
  22. развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему
  23. познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником
  24. дать представление о четырёхугольнике
  25. развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы
  26. развивать представление о том, как из одной формы сделать другую
  27. совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения; определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов
  28. формировать умение ориентироваться на листе бумаги
  29. дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки
  30. обогащать представления о мире предметов, предметы облегчают труд человека в быту, создают комфорт
  31. развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы
  32. закреплять умение сравнивать предметы, классифицировать их
  33. расширять представления о профессиях, об учебных заведениях, сферах человеческой деятельности
  34. знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музеи и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения
  35. формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни людей разных времён
  36. расширять и уточнять представления о природе, закреплять умение наблюдать
  37. закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревья, кустарники, травянистые растения; познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад»
  38. продолжать знакомить с комнатными растениями,
  39. закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о спосо­бах вегетативного размножения растений
  40. расширять представления о домашних животных, их повадках, зависи­мости от человека
  41. закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы
  42. расширять представления детей о диких животных: где живут, как до­бывают пищу и готовятся к зимней спячке; познакомить с птицами (лас­точка, скворец)
  43. познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха)
  44. формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках
  45. учить устанавливать причинно-следственные связи между природны­ми явлениями (сезон — растительность — труд людей)
  46. показать детям взаимодействие живой и неживой природы

6 – 7

лет

1. продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус

2. совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности

3. развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств

4. закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков

5. формировать интерес к разнообразным заданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.); поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности

6. развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение

7. предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений

8. закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу

9. развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта); определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки

10. закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома)

11. познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами

12. учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу

13. познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами

14. закреплять умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя

15. закреплять умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.)

16. закреплять умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах)

17. развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую)

18. в исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации; инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников

19. способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера

20. в работе над нормотворческими проектами инициировать обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм; помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме

21. развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками

22. упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей

23. закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

24. совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10

25. познакомить со счетом в пределах 20

26. познакомить с числами второго десятка

27. закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)

28. закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число

29. познакомить с составом чисел от 0 до 10

30. формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе)

31. познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет)

32. учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=)

33. закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета

34. закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям

35. формировать первоначальные измерительные умения

36. развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку)

37. закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры

38. дать представления о весе предметов и способах его измерения

39. закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях

40. познакомить с весами

41. развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры

42. уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии,  отрезке, прямой

Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам

43. закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из  четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

44. закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению

45. учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)

46. познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой

47. развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы

48. формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы)

49. дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года

50. закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время

51. развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час)

52. формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа

53. продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире

54. формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве

55. углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов

56. закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.)

57. обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный)

58. продолжать знакомить с библиотеками, музеями

59. продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.)

60. продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

61. через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными)

62. расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность

63. познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас

64. продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности

65. расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса

66. конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений

67. знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами)

68. учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды

69. знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.)

70. расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы

71. продолжать знакомить с дикими животными; расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде

72. расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся; знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)

73. расширять представления о насекомых; знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях)

74. закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают)

75. воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих)

76. закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года

77. формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот

78. наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь; объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

79. закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.)

80. подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека

81. закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.)

82. оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы

83. закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц; учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве)

84. закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

85. обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (зимой самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.)

86. обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняют плоды (на рябине, ели и т.д.); объяснить, что это корм для птиц

87. закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки)

88. учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки); рассказать детям, что 22 декабря - самый короткий день в году.

89. расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи)

90. познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце)

91. учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования

92. знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки - к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

93. уточнять представления об изменениях, происходящих в природе летом (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга)

94. объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят

95. знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго - к ненастью, скоро исчезнет - к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем - быть теплу», «Появились опята - лето кончилось»; рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль)

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Познание»

    Работа с детьми по освоению образовательной области «Познание» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Сенсорное развитие. Организуя совместную деятельность с детьми, педагоги используют сюжетно – ролевые, дидактические игры и упражнения, экспериментирование, продуктивную деятельность, наблюдение.  В самостоятельной деятельности применяются разнообразные виды игр и игровых упражнений, продуктивная деятельность, рассматривание и обследование.   В режимных моментах – игровые упражнения, напоминание, объяснение, обследование, наблюдение; с4-х лет– проблемные ситуации. В работе с семьей применяются беседы, консультирование.

Развитие познавательно – исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности  осуществляется путем применения сюжетно – ролевых игр, дидактических игр и упражнений, экспериментирования; в старшем возрасте – творческих заданий, художественного конструирования, проектной деятельности и выставок детских работ. В режимных моментах применяются объяснение, дидактические упражнения, напоминание. В работе с семьей используются беседы, консультирование.

Формирование элементарных математических представлений в процессе НОД осуществляется через применение игр и игровых упражнений, наблюдения, рассматривания; с 4-х лет – чтения и обсуждения, поручений, экспериментирования, досуги; со старшей группы – проблемно – поисковых ситуаций, проектной деятельности.  В самостоятельной деятельности детей широко применяются сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение, продуктивная деятельность, экспериментирование. В режимных моментах используются наблюдение, объяснение, дидактические упражнения, напоминание. В работе с родителями – беседы, консультации, выставки развивающей литературы и игр, совместные мероприятия.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. В совместной деятельности с детьми применяются сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации, упражнения, объяснение, наблюдение, экспериментирование, чтение; с 4-х лет  – рассказы, беседа, чтение и обсуждение; с 5-и лет – проблемные ситуации, со старшей – проектная деятельность. В самостоятельной деятельности детей  используются различные виды игр и игровых упражнений, экспериментирование, продуктивная деятельность,  наблюдение, рассматривание, чтение. В режимных моментах применяются  наблюдение, объяснение, дидактические упражнения, напоминание. Организуя работу с родителями, педагоги используют консультирование, родительские собрания, беседы, анкетирование, совместные  мероприятия с детьми.