gototopgototop
   blind
Памятные даты
Календарь
Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сейчас на сайте
admin

Содержание образовательной области «Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду

Задачи:

1. Развитие трудовой деятельности

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Примерные виды интеграции образовательной области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»)

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Труд»

 

Возраст

Задачи

2 – 3 лет

1. обучать порядку одевания и раздевания

2. формировать умение складывать в определённом порядке снятую одежду

3. воспитывать желание поддерживать порядок в игровой комнате, убирать игрушки на свои места

4. привлекать внимание к тому, как взрослые ухаживают за комнатными растениями и животными

3 – 4 лет

1. Самообслуживание.

1. развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности

2. воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых

2. Хозяйственно-бытовой труд.

1. побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, убирать после игры игрушки на место, строительный материал

2. приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. во второй половине года начинать формировать у детей умение, необходимые при дежурстве по столовой

3. Труд в природе.

1. формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями

4. формировать положительное отношение к труду взрослых

5. воспитывать интерес к жизни и труду взрослых

4 – 5 лет

1. Самообслуживание.

1. совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться

2. приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок

3. воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными

4. формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий

2. Хозяйственно-бытовой труд.

1. приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки

2. в весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег

3. формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

3. Труд в природе.

1. закреплять умение поливать растения, кормить рыб, класть корм в кормушки (при участии воспитателя)

2. привлекать к подкормке зимующих птиц

3. приучать детей к работе в цветнике (посев семян, поливка)

4. формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование

4. формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию

5. формировать интерес к профессиям родителей, подчёркивать значимость их труда

5 – 6 лет

1. воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, доводить начатое дело до конца, бережное отношение к материалам и инструментам

2. Самообслуживание.

1. совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи

2. закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде

3. формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников

4. развивать желание помогать друг другу

3. Хозяйственно-бытовой труд

1. приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате, на участке детского сада

2. приучать убирать постель после сна

3. формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой

4. формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания НОД

4. Труд в природе.

1. закреплять умение выполнять различные поручения, обязанности дежурного в уголке природы

2. привлекать детей к сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы

3. в зимний период, на участке детского сада, привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников; создавать фигуры и постройки из снега

4. привлекать к посеву семян овощей, цветов, поливке грядок и клумб

5. формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование

5. Ручной труд.

1. совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист в четверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке

2. закреплять умение создавать из бумаги объёмные фигуры

6. формировать ответственность за выполнение трудовых поручений

7. расширять представления о труде взрослых, о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи и др.; о людях творческих профессий: художников, писателей, композиторов и др.; показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства

6 – 7 лет

1. Самообслуживание.

1. закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи

2. приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду

3. закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в его внешнем виде

4. закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать своё рабочее место

2. Хозяйственно-бытовой труд.

1. закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке

2. закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна

3. приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

3. Труд в природе.

1. воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе

2. закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы

3. привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы

4. в зимний период, на участке детского сада, привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников; создавать фигуры и постройки из снега, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам

5. весной привлекать к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады, поливке грядок и клумб

6. летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и поливке клумб

4. Ручной труд.

1. закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона

2. формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, украшений к празднику

3. формировать умение использовать образец

4. учить создавать объёмные игрушки в технике оригами

5. формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу и др.

6. закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом

7. закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, веток, травы и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции

8. развивать фантазию, воображение

9. закреплять умение аккуратно и экономно использовать материалы

5. приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы

6. расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества

7. развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы

8. знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Труд»

   Работа с детьми по освоению образовательной области «Труд» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Развитие трудовой деятельности. В процессе совместной с ребенком деятельности используются игровые обучающие ситуации, игры; в старшем возрасте - продуктивная деятельность (ручной труд), творческие проекты, совместный труд. В самостоятельной деятельности детей применяются сюжетно – ролевые игры, поручения, продуктивная деятельность. В режимных моментах – показ, напоминание, помощь, разъяснение, наблюдение, поручения, личный пример; с 4-х лет вводится дежурство. Работая с семьей, педагоги проводят консультации, разрабатывают памятки, в старших группах проводят совместные мероприятия для родителей.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. В процессе НОД применяется положительная оценка трудовых действий, наблюдения, обсуждение результатов труда, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение, просмотр мультфильмов. В самостоятельной деятельности детей – сюжетно – ролевые игры, продуктивная деятельность, положительная оценка выполненной работы, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, наблюдение за трудом взрослых,  в старшем дошкольном возрасте - творческие проекты. В режимных моментах - положительная оценка трудовых действий, поручения и дежурство (с 4-х лет),  беседа, личный пример. Осуществляя деятельность с родителями, педагоги практикуют консультирование, беседы, творческие задания, выставки, конкурсы; со старших групп – включение родителей в проектную деятельность.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека происходит как во время непосредственно образовательной деятельности (игры, интегрированные мероприятия, чтение; с 4-х лет  – беседы, продуктивная деятельность, рассматривание и обсуждение предметов искусства и т.д.), так и в самостоятельной деятельности детей (наблюдение за трудом взрослых, сюжетно – ролевые и дидактические игры, чтение, рассматривание иллюстраций, поручения). В режимных моментах применяется наблюдение за трудом взрослых, разъяснение, беседа; в работе с семьей – беседы, консультации, творческие задания.